Борис Бойко

КАРМИЧЕСКАЯ И НЕКАРМИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

 

Буддийское "Колесо Жизни" и гороскоп

В последние годы в нашей стране стало очень популярным слово "карма". Причем не в среде людей, специально интересующихся или занимающихся подобными темами, а в массовой публике. Начало положили телевизионные выступления Лазарева, затем появилась целая серия книжечек характерного цвета хаки – разных авторов, но в названии которых непременно присутствует слово "карма", как гарантия хорошего сбыта. Примерно такой же ажиотаж в свое время был среди начинающих астрологов по поводу "кармической астрологии". Всем очень хотелось узнать что это такое, появлялись книги, появились даже отечественные специалисты по кармической астрологии. Наиболее известной у нас в то время книгой была книга Доротеи де Визи "Кармическая астрология". Сейчас на Западе существует целый ряд работ по так называемой кармической астрологии, наиболее популярной, как мне кажется, является "Кармическая астрология" Мартина Шульмана, в четырех выпусках, ее также недавно перевели на русский язык и широко разрекламировали. 

Давайте попробуем выяснить, что означает само это словосочетание: "кармическая астрология"? В широком смысле любая астрология является кармической. Прежде всего, конечно, надо решить вопрос о концепции Кармы вообще: принимаем мы ее или нет. Если мы принимаем концепцию Кармы, то ни о какой НЕ кармической астрологии не может быть и речи. В широком смысле любой вид астрологии есть кармическая астрология, будь это астрология личности, мунданная, медицинская и т.д. Как может хоть что-то в гороскопе быть независимым от Кармы, быть кармически необусловленным?

В таком случае что мы можем понимать под кармической астрологией в узком смысле? Сейчас у нас принято называть этим именем любые исследования, в которых делается попытка описания прошлых жизней через гороскоп, даются более или менее убедительные объяснения поведения людей с точки зрения их прошлых воплощений, выделяются отдельные элементы гороскопа, которые якобы являются более кармически обусловленными, нежели все остальные. Оставим пока в стороне вопрос, насколько оправдано такое выделение специальных "кармических индикаторов".

На наш взгляд, гораздо важнее рассмотреть проблему в другой плоскости. Если говорить об астрологии и Карме, то существенным является прежде всего следующее: ориентирует ли данная система астрологии человека на выход из-под власти Кармы, или же она ориентирует его на благополучное и успешное функционирование в рамках его кармической заданности?

Считается, что современная Западная астрология, по крайней мере, в лице ее, так сказать, ‘’эзотерически- и оккультно-ориентированных’’ представителей, настраивает человека на преодоление “власти планет”. Человек, путем так называемой "проработки" напряженных и сложных аспектов в своей карте, научается не реагировать деструктивно на планетарные влияния и, тем самым, как бы преодолевает свою кармическую обусловленность. Т.е. теоретически такая возможность допускается и всячески приветствуется. Гораздо хуже обстоит дело с практическими рекомендациями. Здесь все либо ограничивается общими "возвышенными" словами, либо все рекомендации в конечном итоге сводятся к тому, как по возможности смягчить последствия отрицательной кармы и максимально воспользоваться плодами положительной. Ничего зазорного в этом нет, однако такой путь к преодолению власти Кармы будет продолжаться, скорее всего, в течение многих и многих воплощений. Это путь накопления положительной кармы, которая рано или поздно может привести человека к встрече с практически действенным методом,  дающим ему возможность по-настоящему выйти за пределы закона причины и следствия.

Такой подход можно назвать в полной мере "кармическим", в том смысле, что человек просто проживает свою карму, стараясь по возможности обходить острые углы и с первого раза усваивать все уроки. Попросту говоря, здесь цель – максимально счастливо и безгрешно прожить данную жизнь.

В восточной астрологии мы можем обнаружить и принципиально иной подход. Вообще, там существуют разные подходы к астрологии, в том числе и такой же, как на Западе. Однако наряду с этим, там есть и такой, который мы можем назвать НЕкармической астрологией.

Это, собственно, буддийский подход к астрологии. Он в целом изначально ориентирован не на преуспеяние в материальном мире, а на скорейший выход из череды воплощений. Эта астрология ориентирована сразу на Нирвану, без всяких оговорок и траты времени на поиск относительных истин. Что же касается практических способов достижения результата, то здесь имеется огромный арсенал средств, необходимо лишь подобрать наиболее подходящие для конкретного человека.

Строго говоря, на Западе тоже есть более или менее близкий подход – герметический, однако существуют серьезные причины, по которым в наше время для многих людей на Западе (вероятно, для большинства) более легким будет включение в работу через восточную традицию, нежели через западный герметизм.

( Вообще, насколько оправдано сейчас деление традиций на сугубо восточные и сугубо западные – это отдельная важная тема. С нашей точки зрения, мы живем во время Великого Замыкания Круга. То, что сейчас привычно считается восточными экзотическими учениями, вероятно, во многом есть лишь позднейшее развитие и самобытное преломление тех идей, систем и методов, которые в древности существовали (а может быть и возникли) на территории современной Европы, а в дальнейшем вместе с великими миграциями народов были принесены через Иран в Индию, обогатив там местные древние учения. Наибольшее развитие и детальную практическую разработку они получили в брахманизме и в школах Веданты. Многое из самых сакральных и действенных знаний, доступных лишь немногим брахманам, впоследствии было раскрыто Буддой для пользы всех людей, стремящихся к просветлению, и далее было развито и популяризировано его учениками (поэтому, в частности, ортодоксальные брахманы так враждебно отнеслись к буддизму). Высшие и наиболее действенные практические методы, сокращающие и ускоряющие процесс достижения, сохранены, усовершенствованы и детально разработаны в ряде школ северного буддизма, в которых многое со временем стало также строго засекреченным.

В настоящее же время, в силу известных исторических, политических и др. причин, эти школы оказались под угрозой полного уничтожения. И поэтому многие главные носители их традиции решили передавать свои тайные знания всем, кто хоть в какой-то степени сможет их воспринять, использовать и передать потомкам, чтобы не прервалась на Земле древняя живая линия передачи Знания и Энергии. Многие, если не большинство, из этих мастеров-носителей традиции сейчас живут и учат на Западе. Ученики из Европы и Америки теперь получают сокровенное знание, которое было когда-то знанием и их далеких предков в Европе, понесших его дальше на Восток. Там оно бережно сохранялось, и в течение многих веков тщательно разрабатывались и оттачивались различные методы его передачи и работы с ним, применительно к разным условиям жизни, типам культуры и личностным особенностям людей. Определенные древние концепции и методы, которые мы получаем теперь с Востока, удивительно точно соответствуют современным западным научным представлениям о психологии человека и структуре мироздания, и очень хорошо воспринимаются современным западным умом, хотя, конечно же, существует и очень много трудностей – это неизбежно и также необходимо...

Таким образом, Круг замкнулся, можно сказать, что Восток и Запад в очередной раз сошлись, и мы являемся тому свидетелями.

Это, разумеется, всего лишь краткое и очень упрощенное изложение концепции, которая не может быть здесь сколько-нибудь полно и аргументировано представлена за недостатком места, однако мы считаем необходимым хотя бы в общих чертах обрисовать ее, поскольку это имеет непосредственное отношение к сути излагаемого предмета и, возможно, послужит указанием на важность и своевременность обращения к данной теме ). 

Здесь цель – не достижение земного счастья: оно не может быть постоянным, оно столь же мимолетно, как и несчастье. Сама земная жизнь – лишь краткий миг в череде воплощений.

Для того, чтобы проиллюстрировать буддийский подход, рассмотрим один из популярнейших сюжетов в буддийском искусстве, картину под названием "Колесо Самсары". Колесо видимого иллюзорного существования, или Колесо Жизни (Бхавачакра, санскр., Сансариин Хурде, монг., Срид пай кхор ло, тиб.). Согласно преданию эта картина впервые была подарена королем Бимбисарой, который был учеником и покровителем Будды, королю соседнего государства. Сюжет и детали картины были продиктованы ему самим Буддой.

На картине изображены различные миры нашего циклического существования и их обитатели. Эта диаграмма создана для того, чтобы помочь понять работу ума. Путем созерцания этой диаграммы, обдумывания и правильного понимания учения, которое она иллюстрирует, человек может увидеть, что причина всех его проблем, переживаний и страданий коренится в разного рода загрязнениях, которые замутняют его чистый по своей природе ум. Поняв это и увидев, какие именно загрязнения мешают ему, человек может полностью их рассеять и, таким образом, выходит за рамки обусловленного существования, т.е. выходит за пределы действия закона Кармы.

Если мы внимательно посмотрим на диаграмму, то обнаружим, что местами она удивительно точно соотносится с изображением и характеристиками двенадцати знаков Зодиака и двенадцати домов гороскопа (в индийской астрологии бхавачакрой иногда называют гороскоп с домами, в отличие от рашичакры – гороскопа со знаками).

Правда, некоторые символы и трактовки на первый взгляд могут показаться непривычными, парадоксальными, однако, в действительности они просто выражают другой подход к тем же самым явлениям, а именно "некармический", или нирванический подход. Некоторые вещи, оцениваемые обычной, "кармической" астрологией как сугубо положительные, полезные, с точки зрения "нирванической" астрологии являются тормозящими и вредными. И наоборот. Таким образом, многие непривычные формулировки и символы, соотносимые с определенными знаками Зодиака и домами гороскопа, дают нам более широкое и объемное видение этих базовых астрологических структур, помогают более полно и "объективно" (если здесь вообще применим такой термин) воспринять важнейшие архетипические образы.

 Давайте обратимся к этой диаграмме (см. ниже) и посмотрим, как на ней схематично изображено устройство нашего земного существования, структура ума и дома гороскопа. Ум в буддийском смысле – это гораздо более емкое понятие, чем европейское понимание ума, как мыслительного аппарата. С точки зрения буддизма, ум в каком-то смысле тождествен самому нашему существованию. Так что карта структуры и состояний ума в то же время будет и картой вселенной, в которой мы живем.

Обратим внимание на центр композиции – здесь изображен самый исток, корень нашего кармического существования, – то, что заставляет колесо Кармы крутиться, его мотор. Мы видим здесь трех животных – свинью, петуха и змею. Это символы основных загрязнений, или ядов, отравляющих ум, они являются причинами всех страданий и неудовлетворенности.

Свинья символизирует невежество, петух символизирует страстную привязанность, похоть, змея символизирует гнев.

Свинья здесь главная, т.к. причиной и привязанности, и ненависти является фундаментальное невежество относительно истинной природы вещей. Поэтому иногда петуха и змею изображают выходящими изо рта свиньи. Иногда же они изображаются бегущими по кругу, держа друг друга за хвосты, что символизирует взаимозависимость всех трех загрязнений ума.

Большая часть колеса разделена на шесть секторов, которые показывают переживания тех, кто в результате изначального невежества воплотился в одном из шести миров нашего проявленного существования. Эти миры можно условно обозначить следующим образом: мир богов (дэвов), мир полубогов (асуров), мир людей, мир животных, мир голодных духов (претов) и мир обитателей ада (нарак). Мы говорим "условно" потому, что, например, содержание понятий "боги" и "полубоги" здесь отличаются от привычных нам значений этих слов в греко-римской и, тем более, в иудео-христианской традиции. Например, боги здесь также смертны, как и люди, правда, живут они несравнимо дольше.

Пока оставим в стороне подробности, касающиеся условий проживания в этих мирах и конкретные причины, по которым существо воплощается именно в данном определенном месте. Достаточно сказать, что эти воплощения являются результатом действий тела, речи и ума, т.е. не только физических поступков, но и слов, мыслей и намерений. В конечном счете, все шесть миров суть создания нашего собственного ума. Эти шесть способов существования также можно рассматривать и как разные состояния нашего сознания прямо здесь, в рамках данного человеческого воплощения.

Общим для всех этих миров является непостоянство. Даже самое невероятно долгое и безмятежное божественное воплощение заканчивается смертью и чревато возрождением в более низком и болезненном состоянии. Если рассматривать это как психологическую модель, то можно сказать, что мы порой за несколько секунд можем вознестись от состояния крайней жажды голодного духа до вневременного блаженства божества, а затем так же внезапно оказаться в аду собственных душевных терзаний и т.д. Это непостоянство любых форм проявленного существования символизируется огромной фигурой чудовища Мангуса (Сринпо, тиб.), который держит Колесо жизни в своих когтях и зубах.

Промежуточное состояние между моментом смерти и новым воплощением, состояние бардо, изображено в черно-белом кольце, помещенном между центром Колеса и шестью мирами. Обитатели Бардо обычно изображаются в том виде, в котором они воплотятся в будущей жизни. На черном фоне изображены неблагоприятные воплощения (животным, претом и нараком), на белом – условно благоприятные (человеком, асуром и дэвом). Строго говоря, благоприятных воплощений нет здесь вообще. И все же, наиболее благоприятным с точки зрения буддизма будет воплощение человеческое. Только человек имеет реальную возможность эффективно работать над тем, чтобы выйти из-под власти омрачений ума, достичь освобождения. Боги слишком мало страдают, чтобы понять и прочувствовать необходимость освобождения, а когда, наконец, понимают, то оказывается слишком поздно. Асуры же слишком страстны, агрессивны и ревнивы, поэтому, даже добившись каких-то духовных достижений, они очень быстро их теряют.

Внешнее кольцо Колеса жизни показывает 12 нидан, или “Двенадцать стадий зависимого происхождения” – символическое изображение стадий человеческой жизни, и факторов, способствующих продолжению бесконечного круговорота воплощений. Это двенадцать секторов, каждый из которых содержит символическую картинку, которую можно трактовать на разных уровнях разными способами, начиная от популярно-назидательного, до отвлеченно-философского.

Рассмотрим эти иллюстрации вместе с их традиционными названиями, а затем попытаемся соотнести со знакомыми нам базовыми элементами гороскопа – знаками Зодиака и домами.

 

1. “Слепой”

 (невежество, омраченность, авидья).

 Изображается в виде слепого человека, не знающего, куда он идет.

2. “Горшечник”

 (содеянное, самскара, карма).

 Изображается в виде гончара, лепящего горшки.

3. “Обезьяна на ветках”

 (сознание, виджняна).

 Изображается обычно в виде обезьяны, спускающейся по веткам с дерева.

4. “Лодка”

   (имя и форма, эмбриональное состояние, нечувственное и чувственное, нама-рупа).

 Изображается в виде человека, плывущего в лодке.

5. “Дом с пятью окнами”

 (пустой дом, шесть источников, шесть чувств, шад-аятана).

 Изображается в виде пустого дома с пятью окнами.

6. “Объятия”

 (соприкосновение с материей, связь, спарша).

 Изображается в виде обнимающихся мужчины и женщины.

 7. “Пораженный”

 (стрела в глазу, чувство, ведана).

 Изображается в виде человека, пораженного в глаз стрелой

8. “Пьяница”

 (жажда, вожделение, страстное желание, тришна).

 Изображается в виде человека, пьющего вино.

9. “Обезьяна, хватающая плоды”

 (схватывание, устремленность к целям, стремление, упадана).

 Изображается в виде обезьяны, срывающей плоды с дерева.

10. “Беременность”

(расцвет, полнота, существование, жизнь, бхава).

Изображается в виде беременной женщины.

11. “Роды”

 (пробуждение сознания, рождение, джати),

 соотносится с периодом виджняны (3)

 предыдущей жизни. Изображается в виде рождающегося ребенка.

12. “Несущий мертвеца”

 (несущий созревшую карму, старость, старение и смерть, джара-марана).

 Изображается в виде человека, несущего спеленутого покойника.

 
[ www.astrol.ru | Телефоны: (495) 392-7606, (495) 710-1007 | Контакты ] [0.01301 сек.]
   
 


Яндекс цитирования